Особенности организации образовательного процесса в классах с творческим междисциплинарным обучением 07.03.2025

Авдеева Н.И., Заслуженный учитель РФ

В школе № 1569 «Созвездие» города Москвы уже более двадцати лет успешно реализуется междисциплинарный подход в обучении, лежащий в основе программы творческого междисциплинарного обучения, автор – доктор психологических наук, профессор Шумакова Н.Б. Содержание обучения по программе выстраивается вокруг глобальных философских тем. Выбор той или иной глобальной темы для изучения осуществляется с учетом возрастных интересов и особенностей содержания общеобразовательной программы. Так, центральными вопросами дошкольников являются вопросы о том, что откуда берется и что из чего состоит. Именно поэтому обучение для дошкольников начинается с изучения глобальных тем «Происхождение» и «Структура». Младших же школьников интересуют причины вещей и явлений, особенности устройства мира, поэтому темами для изучения в начальной школе являются «Изменение», «Влияние», «Порядок». Каждая новая глобальная тема, сменяющая старую, позволяет на новом витке спирали, уже в другом «ключе» вернуться к предыдущим темам.

В начальной школе на изучение программы отводятся специальные уроки междисциплинарного обучения. Каждая тема раскрывается через серию обобщений, например, изучая «Изменение» младшие школьники самостоятельно под руководством учителя приходят к таким выводам: «Изменения происходят всегда и везде», «Одно изменение влечет за собой другое», «Использование техники изменяет видение мира», «Полезные и вредные изменения взаимосвязаны» и многим другим.

Каждое такое обобщение доказывается или опровергается на основе фактов из различных областей знаний: естествознания, истории, искусства, знаний о технике и других.

Изучение глобальных, междисциплинарных тем детьми происходит на основе применения проблемно-исследовательского метода. Использование такого метода предполагает определённую этапность урока. Основными этапами урока-исследования являются:

  1. Мотивация (создание проблемной ситуации и формулирование проблемы исследования).
  2. Исследование (как фронтальное, так и проводимое в малых группах).
  3. Обмен информацией.
  4. Организация информации.
  5. Связывание информации.
  6. Обобщение (открытие идеи, формулирование закономерности).
  7. Подведение итогов. Рефлексия.

Как видно из структуры урока, коренным образом изменяется роль, отводимая ученику на уроке. Из пассивного слушателя, запоминающего информацию, преподнесенную учителем, младший школьник превращается в активного исследователя окружающего мира. Ведь ребенок постоянно ведёт самостоятельный поиск и открывает новые знания. Благодаря уроку-исследованию ученики уже с первого класса планомерно приобретают целый спектр важных базовых коммуникативных, познавательных, исследовательских и регулятивных умений и навыков. Другими словами, школьники овладевают универсальными учебными действиями, учатся учиться. В процессе обучения по междисциплинарной программе чрезвычайно важно научить детей:

  • ставить исследовательские вопросы;
  • формулировать гипотезы (предположения);
  • пользоваться различными источниками для получения информации (справочники и словари, электронные ресурсы, карты и схемы, рисунки и т.д.);
  • представлять найденные факты в виде записей, опорных схем, рисунков и т.д.

Междисциплинарное обучение решает широкий круг задач развития детей. Среди основных задач, общих для всех этапов школьного обучения, выделяются следующие: развитие широких познавательных интересов, целостной картины мира, творческого мышления и личности ребенка, рефлексии и саморегуляции, способности к самостоятельному приобретению знаний, исследовательских и коммуникативных умений.

Изучение широких, глобальных тем, междисциплинарных обобщений, позволяющее связать многопредметное и часто разрозненное содержание обучения в единую целостную систему, открывает новые возможности для пересмотра традиционных программ по математике, русскому языку, чтению и естествознанию в начальной школе. Каждый предмет при таком подходе перестает занимать изолированное положение, а, будучи связанным с другими дисциплинами, оказывается вплетенным в изучение одной глобальной философской темы, например, такой, как «Изменение», «Влияние» или «Порядок». Этим и обеспечивается формирование целостного мировоззрения у младших школьников.

urokissledovanie.pptx