Авдеева Н.И., Заслуженный учитель РФ
В школе № 1569 «Созвездие» города Москвы уже более двадцати лет успешно реализуется междисциплинарный подход в обучении, лежащий в основе программы творческого междисциплинарного обучения, автор – доктор психологических наук, профессор Шумакова Н.Б. Содержание обучения по программе выстраивается вокруг глобальных философских тем. Выбор той или иной глобальной темы для изучения осуществляется с учетом возрастных интересов и особенностей содержания общеобразовательной программы. Так, центральными вопросами дошкольников являются вопросы о том, что откуда берется и что из чего состоит. Именно поэтому обучение для дошкольников начинается с изучения глобальных тем «Происхождение» и «Структура». Младших же школьников интересуют причины вещей и явлений, особенности устройства мира, поэтому темами для изучения в начальной школе являются «Изменение», «Влияние», «Порядок». Каждая новая глобальная тема, сменяющая старую, позволяет на новом витке спирали, уже в другом «ключе» вернуться к предыдущим темам.
В начальной школе на изучение программы отводятся специальные уроки междисциплинарного обучения. Каждая тема раскрывается через серию обобщений, например, изучая «Изменение» младшие школьники самостоятельно под руководством учителя приходят к таким выводам: «Изменения происходят всегда и везде», «Одно изменение влечет за собой другое», «Использование техники изменяет видение мира», «Полезные и вредные изменения взаимосвязаны» и многим другим.
Каждое такое обобщение доказывается или опровергается на основе фактов из различных областей знаний: естествознания, истории, искусства, знаний о технике и других.
Изучение глобальных, междисциплинарных тем детьми происходит на основе применения проблемно-исследовательского метода. Использование такого метода предполагает определённую этапность урока. Основными этапами урока-исследования являются:
Как видно из структуры урока, коренным образом изменяется роль, отводимая ученику на уроке. Из пассивного слушателя, запоминающего информацию, преподнесенную учителем, младший школьник превращается в активного исследователя окружающего мира. Ведь ребенок постоянно ведёт самостоятельный поиск и открывает новые знания. Благодаря уроку-исследованию ученики уже с первого класса планомерно приобретают целый спектр важных базовых коммуникативных, познавательных, исследовательских и регулятивных умений и навыков. Другими словами, школьники овладевают универсальными учебными действиями, учатся учиться. В процессе обучения по междисциплинарной программе чрезвычайно важно научить детей:
Междисциплинарное обучение решает широкий круг задач развития детей. Среди основных задач, общих для всех этапов школьного обучения, выделяются следующие: развитие широких познавательных интересов, целостной картины мира, творческого мышления и личности ребенка, рефлексии и саморегуляции, способности к самостоятельному приобретению знаний, исследовательских и коммуникативных умений.
Изучение широких, глобальных тем, междисциплинарных обобщений, позволяющее связать многопредметное и часто разрозненное содержание обучения в единую целостную систему, открывает новые возможности для пересмотра традиционных программ по математике, русскому языку, чтению и естествознанию в начальной школе. Каждый предмет при таком подходе перестает занимать изолированное положение, а, будучи связанным с другими дисциплинами, оказывается вплетенным в изучение одной глобальной философской темы, например, такой, как «Изменение», «Влияние» или «Порядок». Этим и обеспечивается формирование целостного мировоззрения у младших школьников.