О программе творческого междисциплинарного обучения (ТМДО) 19.11.2022

Творческое междисциплинарное обучение, основанное на концепции творческой одаренности А.М.Матюшкина и модели развития одаренности в школьном обучении, позволяет создавать обогащенную, развивающую среду благодаря междисциплинарному содержанию обучения, методу обучения, моделирующему процесс открытия ребенком новых знаний о мире и особым отношениям сотрудничества, диалога и творчества, складывающимся в процессе познания.

Шумакова Наталья Борисовна,

доктор психологических наук, профессор,

автор программы

Инициативность, открытость новому опыту, стремление к самосовершенствованию, гибкость ума и креативность рассматриваются в качестве важнейших характеристик личности эпохи социально-технологической революции, отсутствие которых грозит современному человеку «не поспеть за временем» и оказаться «лишним» в этом мире. Именно поэтому, совсем не праздным становится вопрос о том, как обстоят дело с развитием творческой активности, креативности и стремления к изучению нового у детей, которые через 10-15 лет выйдут на рынок труда, и какие современные образовательные технологии эффективны в решении задач развития требуемых качеств.

Творческое междисциплинарное обучение позволяет каждому ребенку:

  • прикоснуться к самым разным сторонам окружающего мира,
  • удивиться его тайнам,
  • испытать радость открытия, творчества.

При таком обучении ребенок в процессе учения занимает позицию исследователя, познающего окружающий мир. Познавая мир с помощью организованного учебного исследования, дети приобретают важные для их дальнейшего самостоятельного учения исследовательские умения и навыки, развивают свои исследовательские способности. Кроме того, то, что изучают дети, во многом определяется их вопросами, интересами, проблемами. Такая гибкая индивидуализация обучения способствует развитию внутренней мотивации и познавательной активности учащихся. Наконец, высокий уровень сложности, обусловленный изучением основополагающих тем, установлением междисциплинарных связей и обобщений, поиском решения открытых проблем сочетается с широтой и гибкостью содержания обучения. Установление связей между темами и дисциплинами обеспечивает фундамент для творческой установки ума и творчества.

Важно отметить своеобразную двойственность творческого междисциплинарного обучения. С одной стороны, оно представлено и применяется в школьной практике в виде специальных курсов междисциплинарного обучения, разработанных на основе одной из глобальных тем для каждого возраста, класса, например, «изменение», «влияние», «система». Такие отдельные курсы могут достаточно независимо сосуществовать с традиционной программой и выполнять задачу развития ключевых компетенций XXI века. С другой стороны, творческое междисциплинарное обучение выступает и как технология построения обучения нового типа, гибкой дифференциации учебных программ по отдельным предметам школьного курса, которая помогает учителю создать такую образовательную среду, в которой творческая активность и креативность будут «востребованы» в школе, а внутренняя мотивация детей получит поддержку и стимулы для развития. В этом случае перестраивается весь учебный процесс и создается образовательная среда другого типа, обеспечивающая достижение метапредметных результатов обучения.

soderganietmdo.pptx