Результативность обучения


Одной из основных задач системы нашего образования является воспитание школьников. Соответствующие нормы и положения закреплены в законодательстве, включены в основные документы, регламентирующие учебно-воспитательную деятельность, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. Воспитание детей является наиболее организованной и массовой практикой общественного воспитания.

На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Согласно самому общему определению, социализация – процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:

1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека – в детстве, отрочестве, юности;

2) процесс формирования личности – развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

Основная функция социализации: всестороннее, протяженное во времени вхождение человека в объективный мир –отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими. Незнание общепринятых норм, их несоблюдение создают для личности ситуацию непредсказуемости. Социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Общественное воспроизводство заключается в том, что происходит не только процесс простого воспроизводства социальной структуры, но и обновления всей системы общественных отношений.

Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей.

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы.

Однако, в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса в средней школе, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей».

Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Важными элементами системы являются ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи, такие как чувство значимости и необходимости; важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются. Гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта.

Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье — показать, как уважать себя на личном примере. Уважать другого — значит принимать его чувства, мысли, потребности, предпочтения. Уважение, как ценность семьи, распространяется из дома в школу, на работу и другие общественные места, где человек сталкивается с людьми.

Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие.

Умение прощать. Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор — принять, простить, отпустить и идти дальше.
Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения. Щедрость — отдавать, не думая о том, что вы получите взамен.

Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.

Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие — менее ответственные. Чувство ответственности не требует много напоминаний, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы. Семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности. Круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи. Идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи. Каждый из нас должен иметь четкие представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

Учительская задача - помочь учащимся в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности.

Воспитательная работа в школе предусматривает различные направления:

1). Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную - возрождение духовности.

Гордиться родной землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, приумножать их, должен каждый сознательный гражданин своей страны. Иначе много у нас появится Иванов, не помнящих родства, готовых за кусок хлеба или медный грош покинуть Родину. Только человек с высокими моральными качествами, добрым и чутким сердцем, трудолюбивый, честный и смелый сможет стать настоящим патриотом своей державы, по-настоящему любить и защищать ее, приносить ей пользу. Для достижения этих целей необходимо:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

- программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России (например, в контексте деятельности национальных культурных центров и краеведческих клубов, детских и молодёжных общественных объединений историко-культурной и философской направленности);

- программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся гимназии: проведение «открытых кафедр», тематических встреч в школах и высших учебных заведениях с приглашением деятелей науки (педагогов, психологов, социологов, философов и др.), культуры (актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов и др.), религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения;

- программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности (в регионе, в стране, в мире).

2). Патриотическое воспитание.

Гражданское и особенно патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого.

Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных иллюстрациях для подражания.

Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Учащиеся гимназии принимают участие во Всероссийской патриотической Программе «Дороги Победы».

В гимназии организовано межпоколенческое взаимодействие (встречи с ветеранами, интересными людьми - поэтами, писателями, бардами, вахты Памяти), краеведческая деятельность (работа кружков, посещение музеев), профориентационная работа (участие в образовательных проектах «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Кадетские классы», «Университетские субботы», участие в программе «Профессиональное обучение без границ» участие в городских конкурсах и проектах), туристско-экскурсионная деятельность (учащиеся школы в течение многих лет совершают поездки, экскурсии в различные города нашей страны), работа школьных музеев. Ежегодно учащиеся гимназии принимают участие в комплексном социально значимом образовательном проекте «Воссоединение Крыма с Россией».

Гражданско-патриотическое: тематические классные часы, беседы, участие в конкурсах, проектах, посвященных годовщинам Великой Победы, мероприятия школьного и районного уровней, связанные с празднованием юбилеев замечательных людей.

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой Родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье.

3). Положительное отношение к труду и творчеству:

- организация знакомства со спецификой различных профессий;

- организация повышения мотивации к обучению;

- организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной деятельности.

Учащиеся гимназии постоянно участвуют в творческих делах, в различных конкурсах, занимая призовые места.

4). Здоровьесберегающее воспитание:

В школе организована работа по профилактике вредных привычек и различных форм асоциального поведения (проведение тематических классных часов, круглых столов, на которых обсуждаются различные вопросы. Учащиеся гимназии являются постоянными участниками районных мероприятий по ЗОЖ, участвуют в спортивных соревнованиях и пр.)

5). Культуротворческое и эстетическое воспитание:

- организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов, одним из таких является ежегодный конкурс «Таланты Созвездия»;

- развитие эстетического воспитания;

- создание условий для посещения музеев, выставок и др. (администрация гимназии прилагает максимум усилий для реализации программы «Взаимодействие образовательных организаций с учреждениями культуры города Москвы» и программы бесплатного посещения в рамках постановления Правительства Москвы от 30 июня 1998 г. № 516 «Об организации бесплатного посещения учреждений культуры Москвы учащимися образовательных учреждений, приютов, реабилитационных центров, центров социальной помощи семье и детям»).

Эстетическая культура личности школьника рассматривается нами как составляющая духовной жизни ребенка, определяющаяся уровнем развития сознания, способностью создавать, преобразовывать окружающий мир законам красоты, как совокупность следующих компонентов: эстетических эмоций и чувств, эстетических мотивов и потребностей, эстетических знаний и навыков, эстетических умений, эстетических переживании, эстетических суждений, эстетического вкуса, умения оценивать эстетические предметы и явления.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым и нравственным воспитанием. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установок, и т.д.

Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, поселку, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины.

Эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы.

Важную роль в формировании гармонически и разносторонне развитой личности играет эстетическо-художественное воспитание, являющаяся могучим средством формирования духовного мира школьников. Одним из важнейших средств решения этой задачи является организованная, планомерная не только урочная, но и внеурочная деятельность.

В гимназии стало традицией проведение различных мероприятий в библиотеках гимназии и района. Встречи с интересными людьми, приобщение к миру книг, прекрасного вызывает у всех присутствующих (в первую очередь у самих ребят) чувства восторга и удовлетворения.

Ученики гимназии посещают объединения дополнительного образования, музыкальную школу, секции и кружки при центре «Радужном».

Коллективы образцового детского студии музыкальной эстрады «Аллегро», образцового детского хореографического ансамбля «Надежда» фольклорного ансамбля «Разноцветье», детского музыкального ансамбля «Мелодия», студии современной хореографии «Гармония» - а это подавляющее большинство учащиеся нашей гимназии - радуют всех своими выступлениями. Сегодня практически все торжественные мероприятия в районе проходят с их участием. Традиционно коллективы завоевывают призовые места в конкурсах и соревнованиях различных уровней. Стало доброй традицией участие гимназии в фестивале «Наши общие возможности – наши общие результаты».

6).Ученическое самоуправление – одно из направлений педагогической деятельности. В гимназии традиционно проводятся Дни самоуправления. Старшеклассники (10-11 классы), являясь дублерами учителей, проводят уроки, осуществляют административный контроль за посещаемостью, дисциплиной. Осуществляется участие в межрайонном фестивале ученического самоуправления «Сокровища ЮГА». Фестиваль представляет собой комплекс этапов гражданского, интеллектуального, добровольческого, творческого и спортивного характера. I конкурсный этап – «Путешествие через века».

Сегодня многие старшеклассники входят во взрослую жизнь, пройдя школу самоуправления.

Отсюда и берет свои корни возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в детском возрасте, которое превращается в необходимый атрибут целесообразной педагогической деятельности, предпосылку успешного жизненного самоопределения молодого человека. Именно так подростки получают «уроки жизни», возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации.

7). Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из наиболее важных направлений государственной социальной политики. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.

Основные принципы профориентационной работы.

- Принцип системности, предполагающий приобщение к профориентационной работе всех категорий специалистов с четким наделением их конкретными задачами в обеспечении полноценного психолого- педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников.

- Принцип преемственности в профориентации, заключающийся в обеспечении профориентационной работы с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс:

1-4 классы – формирование у младших школьников уважительного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, приоритет нравственных установок выбора профессии через практическую вовлеченность учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности;

5-7 классы – осознание подростками своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;

8-9 классы – способствование выбору школьниками направления образования, умений соотносить общественные цели такого выбора со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями;

10-11 классы – формирование профориентационно значимых компетентностей, коррекция и реализация их образовательно-профессиональных планов, оценка своих достижений.

- Принцип взаимосвязи профориентации с трудовой подготовкой школьников, предусматривающий трудовое воспитание и обучение.

- Принцип взаимосвязи школ, семьи, профессиональных образовательных организаций в профориентации учащихся.

- Принцип оптимального сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.

- Принцип реалистичности, предполагающий учет конкретной социально-экономической ситуации в регионе и стране в целом.

8). Дополнительное образование обеспечивает права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.

Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:

- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;

- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

- доступность глобального знания и информации для каждого;

- адаптивность к возникающим изменениям.

В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.

Развитие инклюзивного образования

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.